В последнее воскресенье перед Рождеством Христовым в главном храме епархии почтили память святых отцев и великомученицы Анастасии Узорешительницы

Январь 4, 2015

митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий4 января 2015 г., в 30 неделю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил воскресную Божественную литургию в Свято-Успенском кафедральном соборе города Ташкента в сослужении митрофорного протоиерея Михаила Котлярова, иерея Антония Коршунова, протодиакона Александра Несина, диакона Андрея Тонких, иеродиакона Спиридона (Поздеева) и иеродиакона Михаила (Столярова). Накануне было отслужено Всенощное бдение.


В этот день Православная Церковь также чтит память великомученицы Анастасии Узорешительницы. Отрадно, что частица мощей этой великомученицы находится в главном храме города Ташкента уже более года.

После Таинства Причастия архипастырь со всеми присутствующими вознесли умиленную молитву великомученице Анастасии Узорешительнице и пропели величание в Ее честь.
В своей воскресной проповеди владыка Викентий отметил, что благодаря истинной вере, которая укрепляла и давала силы нашим праотцам и отцам, находящихся в ожидании рождения в этот мир Христа и умирающих с надеждой, что придет Спаситель и освободит нас от греха. Им удалось передавать из поколения в поколение Истину Божию о Пришествии в мир Мессии. Теперь мы уже более двух тысяч лет живем в вере, что Миссия Иисус Христос жил на земле, творил чудеса и, самое главное, дал нам возможность очищения от грехов через Таинство Покаяния и соединения с Ним в Таинстве Причащения.

Архипастырь рассказал также прихожанам храма о жизненном подвиге великомученицы Анастасии Узорешительницы. Вот что мы узнаём из жития этой угодницы Божией:

«Святая великомученица Анастасия Узорешительница (+ ок. 304) пострадала во время правления римского императора Диоклетиана (284-305). Родилась в Риме, в семье сенатора Претекстата. Отец был язычник, мать Фавста — тайная христианка, которая поручила воспитание маленькой девочки известному своей ученостью святому Хрисогону (+ ок. 304 г.; память 22 декабря). Хрисогон учил Анастасию Священному Писанию и исполнению закона Божия. По окончании учения об Анастасии говорили, как о мудрой и прекрасной деве. После смерти матери, не считаясь с желанием дочери, отец выдал ее замуж за язычника Помплия. Чтобы не нарушить обет девства и избежать супружеского ложа, Анастасия постоянно ссылалась на неизлечимую болезнь и сохраняла чистоту. В темницах Рима в то время находилось много заключенных христиан.

 

В нищенской одежде святая тайно посещала узников, — умывала и кормила больных, неспособных двигаться, перевязывала раны, утешала всех, кто нуждался в этом. Ее учитель и наставник два года томился в заключении. Встречаясь с ним, она назидалась его долготерпением и преданностью Спасителю. Муж святой Анастасии, Помплий, узнав об этом, жестоко избил ее, поместил в отдельной комнате и у дверей поставил стражу. Святая скорбела, что лишилась возможности помогать христианам. После смерти отца Анастасии Помплий, чтобы завладеть богатым наследством, постоянно истязал жену. Святая писала своему учителю: «Муж мой… томит меня как противницу его языческой веры в столь тяжком заключении, что мне ничего не остается, как только, предав дух Господу, упасть мертвою». В ответном письме святой Хрисогон утешал мученицу: «Свету всегда предшествует тьма, и после болезни часто возвращается здоровье, и после смерти обещана нам жизнь». И предсказал скорую смерть ее мужа. Через некоторое время Помплия назначили послом к персидскому царю. По дороге в Персию он утонул во время внезапно начавшейся бури.

Теперь святая вновь могла посещать томившихся в темницах христиан, полученное наследство она употребляла на одежду, пищу и лекарства для больных. Святого Хрисогона отправили в Аквилею (город в верхней Италии) на суд к императору Диоклетиану, — Анастасия последовала за своим учителем. Тело святого Хрисогона после его мученической кончины, по Божественному откровению, было сокрыто пресвитером Зоилом. Через 30 дней после смерти святой Хрисогон явился Зоилу и предсказал о близкой кончине трех юных христианок, живших недалеко, — Агапии, Хионии и Ирины (304; память 16 апреля). И повелел послать к ним святую Анастасию. Такое видение было и святой Анастасии. Она пошла к пресвитеру, помолилась у мощей святого Хрисогона, затем в духовной беседе укрепила мужество трех дев перед предстоящими им пытками. После кончины мучениц, она сама похоронила их тела.
Святая Анастасия стала странствовать, чтобы везде, где только можно, служить христианам, заключенным в темницах. Так она получила дар врачевания. Трудами и словами утешения святая Анастасия облегчала заключение многих людей, попечением о телах и душах страждущих разрешала их от уз отчаяния, страха и беспомощности, поэтому и названа Узорешительницей. В Македонии святая познакомилась с молодой вдовой-христианкой Феодотией, которая помогала ей в благочестивых трудах.
Стало известно, что Анастасия — христианка, ее взяли под стражу и отвели к императору Диоклетиану. Расспросив Анастасию, Диоклетиан узнал, что она все свои средства истратила на помощь нуждающимся, а золотые, серебряные и медные статуэтки перелила на деньги и кормила многих голодных, одевала нагих, помогала немощным. Император приказал отвести святую к верховному жрецу Ульпиану, чтобы тот склонил ее к жертве языческим богам или предал жестокой казни. Жрец предложил святой Анастасии сделать выбор между богатыми дарами и орудиями пытки, положенными с двух сторон около нее. Святая, не колеблясь, указала на орудия пытки: «Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему — Христу…»

 

Прежде, чем подвергнуть святую Анастасию пыткам, Ульпиан решил осквернить ее. Но, как только прикоснулся к ней, ослеп, страшная боль сжала ему голову, и через некоторое время он скончался. Святая Анастасия оказалась на свободе и вместе с Феодотией продолжала служить узникам. Вскоре святая Феодотия и три ее сына были преданы мученической смерти анфипатом (начальником области) Никитием в их родном городе Никее (ок. 304; память 29 июля и 22 декабря). Святую Анастасию вторично заключили в темницу и 60 дней истязали голодом. Каждую ночь мученице являлась святая Феодотия, одобряла и укрепляла в терпении.

 

Видя, что голод не причинил святой вреда, игемон Иллирии приказал утопить ее вместе с осужденными преступниками, среди которых был и гонимый за веру христиан Евтихиан (ок. 304; память 22 декабря). Воины посадили узников на корабль и вышли в открытое море. Далеко от берега они пересели в лодку, а в корабле сделали несколько пробоин, чтобы он затонул. Судно стало погружаться в воду, но узники увидели мученицу Феодотию, управлявшую парусами и направлявшую корабль к берегу. 120 человек, пораженные чудом, уверовали во Христа — святые Анастасия и Евтихиан крестили их. Узнав о случившемся, игемон приказал казнить всех новокрещеных. Святую Анастасию растянули над костром между четырьмя столбами. Так окончила свой мученический подвиг святая Анастасия Узорешительница.

Тело святой осталось невредимым, — похоронила его благочестивая христианка Аполлинария. По окончании гонений она построила над гробом святой великомученицы Анастасии церковь».

В конце своей проповеди архипастырь призвал всех взять пример с наших праотцов и отцов и, сохраняя чистоту своего сердца, в эти последние строгие дни Рождественского поста достойно встретить Рождество Господа Нашего Иисуса Христа, Который Своим Рождением очистил нас от греха и открыл путь в Царствие Небесное.

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии