В Крестопоклонную Неделю из алтаря собора вынесен крест с частицами Животворящего Креста Господня и 24 святых угодников Божьих

Март 15, 2015

krestopoklonnaya-nedelyaСегодня, 15 марта 2015 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, и день празднования Державной иконы Божией Матери, Высокопреосвященнейший Викентий, митрополит Ташкентский и Узбекистанский, глава Среднеазиатского митрополичьего округа, совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы г. Ташкента.

Накануне было совершено Всенощное бдение, за которым после Великого славословия из алтаря для поклонения верующими был вынесен Крест Господень, в который вложены частица животворящего древа Креста Господня, а также частицы мощей 24 угодников Божиих.

За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Сергий Николаев, иерей Антоний Коршунов, иерей Александр Терещенко, протодиакон Александр Несин, диакон Олег Лин, иеродиакон Спиридон (Поздеев), иеродиакон Михаил (Столяров), диакон Александр Колотовкин.

По окончании Богослужения владыка Викентий вознес молитву ко Пресвятой Богородице перед Ея честным образом «Державная» и обратился к верующим со словами своей архипастырской проповеди:

«Мы пришли к преполовению Великого поста. Святая Церковь, заботясь о нас, чадах своих, о том, чтобы подкрепить наши немощи телесные и душевные, износит из алтаря Господня честный крест Господень. В чем этот крест является для нас подкреплением?

Мы несли и несем пост воздержания, молимся, боремся со своими страстями и похотями. В этой борьбе, в этом подвиге мы испытываем определенные трудности, неприятности. Они бывают от нашей плоти, от нашей греховности, бывают от окружающего мира, людей, и бывают от самого дьявола, который всячески старается препятствовать нашему подвигу поста и молитвы, чтобы мы не приблизились к Богу.

Ведь что такое подвиг? Это отречение от дьявола и приближение к Богу. Потому что враг рода человеческого, дьявол, не желает отпустить нас из своих рук, тем более что он много старался, чтобы ввергнуть нас в бездну греховную, а мы в эти дни поста стараемся возвратиться вновь к Отцу нашему Небесному, отрекаясь от греховных наслаждений и удовольствий, которые предлагает нам дьявол.

Древо Животворящего Креста Господня для нас является силой, подкреплением, воодушевлением на дальнейший наш пост. Нам предстоит пройти еще половину поста, и мы будем проходить его под знамением Креста Господня. Когда мы смотрим на Древо Креста Господня, мы вспоминаем страдания Христа Спасителя. Мы вспоминаем крестный Его подвиг для нашего спасения. Господь на Кресте пострадал не за праведников, а за грешников. Он пострадал за тех, которые враждовали с Христом, с Богом. Он пострадал за всех тех, которые ненавидели Его. Это Великий Подвиг. Это Великая жертвенная Любовь. Мы можем с вами пострадать за друзей своих, за близких, родных, но не за врагов. Но Господь потрудился, подвизался и принял крестные страдания за тех, которые враждовали с Богом, которые погрязли в грехах. И через эти страдания Господь победил зло, победил грех, победил дьявола, победил ад, и даровал нам жизнь вечную, вечное спасение и наше воскресение – воскресенье со Христом в Царстве Божием. И потому Животворящий Крест Господень наделен большой силой Божией, которая источается для нашего укрепления и духовного возрастания. В то же время Крест Господень является той Божественной силой, которая опаляет дьявольскую силу, и дьявол не может устоять перед ней. И он отступает от человека, на которого желает напасть и нанести ему какой-то вред».

Митрополит Викентий уделил внимание в своей проповеди тому, что каждому из нас дан удобоносимый крест, который мы должны нести, дабы исполнить волю Божию. А тем, кому кажется, что их крест не является удобоносимым, кажется им тяжелым, архипастырь посоветовал обратить внимание на то, как человек ведет свою духовную жизнь – как часто ходит в храм, исповедуется ли и причащается, держит ли пост, молиться и благодарит ли за все Бога.

В своем архипастырском слове Его Высокопреосвященство также рассказал краткую историю обретения иконы Божией Матери «Державная».

Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день когда был сфабрикован документ отречения от престола царя-мученика Николая II. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля.13-го февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний и спустя две недели, 26-го февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название “Державная”.

Всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной, и Она, Заступница усердная, изливает неоскудно от этого образа милость Свою всем страждущим и с верою приходящим к Ней, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную небесную помощь. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. Известно, что икона побывала и в Марфо-Мариинской обители в Замоскворечье, где ее торжественно встречала настоятельница, преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна с сестрами. Скоро почти в каждом храме появился список с “Державной”; были подготовлены служба и акафист, в составлении которых принимал участие святитель Тихон.

«В тот страшный день для Российской Империи Божия Матерь проявила Свое милосердие. Она взяла на Себя управление Российской державой. Она стала Покровительницей всех людей, живущих в этой державе. И до настоящего времени Она является нашей Заступницей. И потому мы с особым благоволением и почтением должны относиться к этой святыне, к этой иконе, потому что Пресвятая Богородица взамен царской власти, святого царя, сама встала во главе державы Российской, чтобы направлять людей на путь истинный, на путь спасения. И результат очевиден. Вера наша православная сохранилась, она теплится в нашем сердце, в нашей жизни. И дай Бог, чтобы по молитвам Божией Матери, с Ее помощью Господь укрепил нас в вере, и чтобы эта вера не угасла, а приумножалась, и чтобы мы своими добрыми делами проявляли эту веру», — сказал владыка Викентий.

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии