Мир души семьи Романовых

Июль 26, 2015

romanoviВ истории России июль навеки отмечен скорбной и трагической датой. Это – дата жестокого убийства большевистским правительством семьи последнего российского императора Николая II, убийства бессмысленного и беспощадного, поистине отмеченного несмываемой каиновой печатью. Это свершилось в Екатеринбурге – городе, который вместил в свою многоплановую историю многие знаковые события. Скорее всего, те, кто задумали и вершили это великое злодеяние, руководствовались тем, что этот город, находящийся довольно далеко от центра, мог бы навеки скрыть зловещие тайны этого рокового события. И в глуши уральских лесов без следа исчезли бы и сами последние Романовы, и многолетняя и славная история их царственного рода.

Однако всемудрые высшие силы всегда оказываются прозорливее, мудрее и неизмеримо масштабнее людских суетных помыслов. Проделав свой оборот, колесо истории повернуло события и лики людей таким образом, что истинная самобытность их ликов и судеб предстала в своем истинном свете. И удивительный свет, исходящий от сути и обликов и самого Николая II, и его удивительной семьи – сегодня воспринимается с особой силой.

И там, где была пролита мученическая праведная кровь, построены храмы, живут своей особой жизнью монастыри, привлекают множество людей памятники и мемориалы. Всё большее число людей из разных стран жаждет приобщиться к тайнам этих событий, чтобы, как это всегда бывает в истории, увидеть сквозь мглу свет и по-новому постигнуть самобытность и величие царственной и в то же время глубоко человечной семьи Романовых…

Знать события по историческим источникам и рассказам, безусловно, важно и необходимо. Но, пожалуй, только приобщившись к этим событиям, к местам, где они совершались, к особому духу и атмосфере бескрайних уральских лесов – можно попытаться проникнуть в эти таинства еще глубже, вернее, пронзительнее. И паломническая поездка в «Царские дни», уже четвертый год совершаемая по благословению и инициативе Высокопреосвященного митрополита Викентия, благодатно дает возможность оказаться буквально «внутри» этих событий – и воспринять их совершенно по-иному, нежели это происходит при восприятии рассказов или чтении книжных строчек.

В числе большой паломнической группы впервые Екатеринбург посетили и мы – представители епархиального отдела по культуре «Сретенье». Осуществив в Ташкенте много проектов, посвященных Дому Романовых, — мы впервые по благословению митрополита Ташкентского и Узбекстанского Викентия и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла не только приняли участие в паломнической поездке, но подготовили и провели свой первый вечер-проект за пределами Узбекистана. Ведущая солистка ГАБТ имени А.Навои, лауреат международных конкурсов Рада Смирных, пианист-концертмейстер театра Людмила Слоним и автор этих строк – режиссер-постановщик ГАБТ, руководитель отдела «Сретенье» — автор проекта, режиссер и исполнитель поэтической лирики решили представить на суд екатеринбургской публики свой спектакль-концерт «Мир души Семьи Романовых». Особо стоит отметить, что Екатеринбургская митрополия уже в 14-й раз проводит в честь романовской даты Международный фестиваль «Царские дни», на который съезжаются гости из многих стран. В программу этого фестиваля и было включено наше концертное выступление.

Однако снова стоит сказать о том, что по Божией милости нашему вечеру предшествовали несколько дней, в течение которых нам довелось осознать и почувствовать всю глубину мученического подвига царственной семьи. Восприняв особую значимость и Ганиной Ямы, и многих монастырей и храмов благодатной екатеринбургской земли, и особую доброту людей, окруживших нас в эти дни – мы еще глубже погрузились во всю многозначительность этих событий, ощутили сопричастность с ходом истории, с переменами в сознании, которые восстановили истинность всех категорий. Необычность этой атмосферы оттенял постоянный монотонный дождь, свинцовость нависших туч. Как будто сама природа соучаствовала в оплакивании царственных великомучеников, отдавая им высшую дань сострадания и любви. Поразил своим масштабом многотысячный Крестный ход и величие богослужений, поразило единение людей во имя Добра и Справедливости – что столь необходимо всем нам сегодня в смятении мировых потрясений. Поразили величие  и красота храмов и соборов, которые неизменно утверждают Предвечное над суетным и наносным. И в этой значительной многокрасочности захотелось поискать ответ на все многогранные «излучения» и в том, что мы захотели принести в подношение этой великой дате.

…Печально известного Ипатьевского дома, где и была пролита кровь царственного рода, как известно, уже нет. На этом месте возвышается величественнейший Храм-на-Крови – монументальный и гармонично озаренный, устремленный ввысь. А рядом воздвигнуто прекрасное здание Просветительского центра «Царский», в светлом и уютном концертном зале которого и проходил наш вечер-концерт. Было отрадно увидеть множество заинтересованной публики, заполнившей зал задолго до начала. И неожиданно ярко сияло солнце в этот раз над Екатеринбургом, узнав особую красоту которого мы полюбили этот замечательный город…

Мы стремились выстроить наш вечер в направлении, быть может, и несколько непривычном, но, как кажется, точно выражающим суть духовного мира семьи Романовых. Утонченная духовность была присуща этой семье. Здесь не случайно многое – и имена великих княжен Татьяны и Ольги (неразрывное тяготение к сути пушкинского «Евгения Онегина»!). и их любовь к театральному искусству, к исполнению так называемых «салонных» романсов «Серебряного века», к поэзии. Вот почему суть нашей программы и выражалась многообразием романсового и поэтического творчества этого периода. И вскрывалось нежданное – знакомые с юности романсы и стихи мы постарались «повернуть лицом» к лику и сущности царственной семьи.

Талантливая Рада Смирных, обладательница редкого по тембру контральто, и тонко чувствующая нюансы и штрихи эмоциональных поворотов, точно и убедительно проникла в суть каждого романса. В ансамбле с Людмилой Слоним она, как и было нами задумано и подготовлено, передала утонченность женской души в борьбе с большими и малыми перипетиями жизни. И оказалось, что мир усадеб романса М.Толстой «Мы вышли в сад…» — органично оттеняется легкой ироничностью Пашковского «Не уезжай ты, мой голубчик». А проникновенный романс Пуаре «Я ехала домой» — контрастирует со скрытым драматизмом и знаменитой «Темно-вишневой шали», и с горькой правдой русской народной песни «Помню, я еще молодушкой была…». В этот венок органично вплелся и романс Б.Прозоровского «Мы только знакомы…», и особенно любимый сестрами – Великими Княжнами — романс неизвестного автора «Дремлют плакучие ивы».

И в драматургии, и в ассоциациях нашлось немало «мостиков», которые связывают жизнь героинь этих романсов с утонченными образами юных Великих Княгинь. Каждое из этих произведений мы с Радой Смирных и Людмилой Слоним поставили и сыграли как серию моноспектаклей с атрибутикой – креслом, шалью, свечой, цветком. И солистка уверенно и разнообразно жила в этом выстроенном мире, вызывая живое сопереживание зала. Шуточный романс «Но я Вас все-таки люблю…» мы с Радой сыграли вдвоем, как традиционно уже делаем на наших вечерах – и добрый юмор его нашел отклик у слушателей. А завершили мы светлым романсом «Что это сердце сильно так бьется…», утверждая непобедимость мудрой жизни, несущей надежду и свет.

Стоит сказать об особой связи между исполнительницей, пианисткой и залом, не прекращающейся ни на миг и вылившейся в понимание и весьма эмоциональный отклик со стороны зрителей. И то, что из далекого Ташкента мы добавили буквально в сердцевину событий все, что явилось нашим приношением, и было воспринято и нашло горячий отклик зала – весьма согрело наши души…

В сопоставлении с темой вечера я выстроил и ряд исполняемых мной стихов. Три стихотворения А.Блока – «Сусальный ангел», «Все ли спокойно в народе?..» и «В голубой далекой спаленке» — оказались тесно связанными ассоциативными нитями с жизнью и трагедией царской семьи. В этой же заостренности я старался трактовать и произведения О.Мандельштама, И. Северянина, З.Гиппиус, В Набокова. Последние два стихотворения были посвящены Любви – великой и единой. Отрадно, что все прочитанное было воспринято живо и тепло: эта энергия зала одаривала нас зарядом новых и новых сил…По окончании вечера люди не торопились уходить, долго расспрашивали нас, делились впечатлениями, одаривали теплом.

О чем думалось на вечере еще? О доброте и свете духа руководителя центра «Царский» – отца Олега, о сердечности и открытости Елены Владимировны – одного из организаторов проектов фестиваля, об истинно материнской теплоте и открытости одной из монахинь Ново-Тихвинского монастыря — матушке благочинной Феофании, и о многих-многих прекрасных людях, с которыми довелось познакомиться.

Перед финалом вечера я рискнул прочитать два собственных авторских стихотворения, весьма близкие к теме. Причем особо отмечу, что второе стихотворение я написал под впечатлением всего увиденного и воспринятого буквально в день концерта. Это стало еще одним приношением памятным и торжественным дням. Наверное, им и стоит заключить эти размышления:

Центру «ЦАРСКИЙ» в «ЦАРСКИЕ ДНИ» июля 2015 года

Здесь сосны в высоту небес стремятся.

Берёзы белизною в них вплелись.

Сквозь густоту стволов нельзя пробраться

К глубинам тайн. Хранит земля и высь

Под небом – и изменчивым, и вечным! –

Укрыв никем не познанный Предел, –

Всё, что свершилось в круге бесконечном

Извечных и лихих кровавых дел…

…Да, Их – живых, мечтающих и разных

В изгибах и неясностях пути

Бездумно и жестоко-безобразно

Решились уничтожить и смести!

Лишь потому, что те, кто дерзко сами,

Презрев исконных заповедей нить,

Их объявили злостными врагами,

Которых стало нужно умертвить…

…В свой час всё совершилось – как и прежде, –

Неся в мученьях, стонах и крови

Зло, вопреки и Вере, и Надежде,

И таинствам израненной Любви!

…Прошли года. Овраги те и ямы

В летящих вёснах поросли травой.

А лес надежд взошёл светло и прямо,

И стал тем Жертвам памятью живой.

Стволы берёз и сосен рвутся к небу,

А образ душ, взлетевших в небеса,

Из памяти людской стёрт вовсе не был, –

И вечно жив, свершая чудеса.

Шумит листва. Поёт в ней песню Вечность.

О как же важно нам расслышать в ней

И царственность, и боль, и человечность,

Что выше лютой злобы и страстей…

Екатеринбург, 19 июля 2015 г.

Автор: Андрей СЛОНИМ, режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, руководитель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»