Иноческий постриг в Сято-Успенском кафедральном соборе

Январь 5, 2015

Иноческий постригВ последние дни Рождественского поста, вечером 4 января 2014 года, в Свято-Успенском кафедральном соборе после вечернего Богослужения митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил чин иноческого пострига послушницы Ларисы и нарек ей имя Анастасия, в честь великомученицы Анастасии Узорешительницы.

Постриг в наши дни — торжественное событие. После пострижения волос следует облечение в монашеские одежды. По объяснению отцов Церкви, черное монашеское облачение является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве.
Инок (инокиня) является насельником монастыря, не давшим еще обетов, но имеющим право носить часть монашеских одеяний. Монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты. По строгости даваемых обетов различают три степени монашеского восхождения: иночество, малая схима и великая схима. Иночество – первая ступень, малая схима – это монашеский постриг. Великая схима – полное отвержение мира, схимник – молитвенник за весь мир.

В практике Православной Церкви не возбраняется совершать постриги женщин в иночество или монашество в честь святых угодников Божиих. Обусловлено это тем, что монашество и иночество — это ангельский образ, где нет разделения на мужской и женский пол. Это проявляется и в одинаковости монашеской одежды для мужчин и женщин. Поэтому и имена монахиням иногда даются в честь святых мужчин.

«Иноческий постриг – это начало пути. Обеты еще не даются, но в то же время возвращения к мирской жизни уже нет. Человек еще не дал монашеских обетов, как бы (теоретически) еще не приступил к самому подвигу, но это уже подготовка – подготовка к тому, что он примет полный постриг и затем все силы своей души употребит на совершенствование, на заботу о своем спасении. Это нечто вроде обручения: как сначала бывает обручение, а потом – брак, так и здесь. Иночество является неким предвкушением того, чем уже будет собственно монашество» — так описал это схиархимандрит Авраам (Рейдман).

По окончании иноческого пострига владыка Викентий поздравил новопостриженную инокиню Анастасию с таким важным событием в ее жизни и пожелал помощи Божьей в несении взятого ей креста, чтобы достойно пронести его через все испытания и достигнуть Царствия Божьего и Вечного Блаженства. Архипастырь также напомнил инокине Анастасии о ее небесной покровительнице и подвиге, который совершила эта великомученица во имя любви к Иисусу Христу. И выразил надежду, что новопостриженная инокиня будет достойно носить имя своей небесной покровительницы, всегда и во всем прибегая к ее заступничеству.

Владыка напомнил, что «в этом служении, в этом подвиге очень важно смирение», т.к. Сам Иисус Христос, придя на эту землю в образе простого человека, и родившись в хлеву, первым показал нам образец смирения. «И мы должны подражать этому подвигу смирения, терпения и послушания. Это те добродетели, которые являются путеводными звездами, ведущими в Царство Небесное. Этим трудом достигали совершенства многие люди на земле, и самое главное, этот путь нам показал Сам Господь. Пройти путем смирения – это целый жизненный подвиг, это путь совершенства данной добродетели на протяжении всей нашей земной жизни, который заканчивается только с переходом в жизнь иную», — заключил митрополит Викентий.

Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии