Благодарность – плод живой веры в Бога

Декабрь 25, 2018

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали о десяти прокаженных, которых исцелил Христос, и только один из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Господь сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17: 15–19).

Так сегодняшнее Евангелие говорит нам о милости Божией к человеку, о Божием промышлении о человеке и о том, как человек отзывается на явленные ему Богом милости.

Являемые нам многие милости Божии наполняют сердце человека чувством благодарности, или же сердце человека может перестать замечать их, будет оставаться равнодушным, черствым по отношению к ним.

Чувство благодарности связано с живой верой Богу, с преданностью святой воле Его и является ее плодом (потому и сказал Господь исцеленному: вера твоя спасла тебя). Поскольку только утверждающееся в сердце доверие Промыслу Божию способно увидеть окружающие человека Божии милости.

Способность видеть промыслительные действия во всем касающемся нас – от малого до великого, от важных событий в жизни до незначительных встреч, – основывается на несомненно истинной уверенности, что всё с нами происходит по Божиему произволению. Он, Господь, везде есть, следовательно, и с нами. «Вообще всё, что только есть в нас и касается нас, есть от Бога и касается нас по Его воле… и ничто не может втесниться в Божии планы против Его воли».

Каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими – всегда и везде

Святые постоянно напоминают нам о том, что каждый человек со всех сторон окружен милостями Божиими, что меньше дышишь, чем получаешь милостей, и что самый миг больше, чем само расстояние от милости к милости.

Способность видеть Божии милости меняет, преображает, смягчает человеческое сердце: «Если душа размыслит об одних лишь благодеяниях Божиих, то они могут стремительно поднимать ее ввысь, а если она размыслит о множестве своих грехов и о многом [милосердии] Божием… то, видя Божию заботу [о себе и других], она чувствует и переживает Божественный Промысл… вся проникается благодарностью».

«Человек ощущает себя перед Богом неоплатным должником… а Бог ему посылает благословения, одно больше другого». «Чем больше человек узнает себя, тем… лучше видит свою великую немощь. Познает свое недостоинство и свою неблагодарность, а вместе с тем великое милосердие Божие».

Видение своей нищеты рождает в человеке видение множества милостей Божиих и чувство благодарности. Такой человек всему рад, подобно бедному, который принимает всё и всяким подаянием оказывается доволен, радуется «даже самому малому благодеянию Божию». Ведь «благодарение есть чувство милости Божией незаслуженной».

И тогда в душе рождается мысль: «Даже если бы мы жили тысячу лет и имели бы тысячу сердец, то и этого бы нам не хватило, чтобы воздать Христу за Его великую к нам любовь (милость), которую Он нам явил и продолжает являть, прощая нас, терпя и очищая наши души Своей Божественной Кровью».

«И сколько сейчас людей, уже, казалось бы, погрязших в пучине греха, получают спасительный толчок от Господа к возрождению души… Толчок получили, а дальше должно быть осознание чуда Божией любви (милости), преобразующей жизнь… и вместе с тем бесконечной благодарности Богу и упование на Его силу и милость на будущее».

«После исповеди покаявшемуся необходимо осознание того, что Бог оказал ему милость. Нужно чувствовать себя так, как человек, которому простили его долг, и он чувствует себя благодарным и обязанным своему благодетелю. Благодари Бога… для того чтобы не дать себе воли и не впасть снова в те же самые грехи».

Многих бед мы и не замечаем, потому что они незаметно проходят для нас. Но, обернувшись назад, мы не можем не увидеть, что там и там была беда и прошла нас, а как миновала, сказать не можем. Таких сокровенных к нам – к каждому из нас – милостей Божиих несчетное множество.

За всё благодарите, – учит апостол, – ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Сол. 5: 18).

В Церкви есть много молитв, в которых изливается благодарность души человеческой Богу за все те милости, которыми Он ее окружает. Какие же это милости?

Так, святой пророк и псалмопевец Давид, видя помощь Господа, не оставляющего его среди многих трудностей, благодарит Бога за то, что Он:

услышал [молитвы его] и от всех скорбей (опасностей) избавил (см.: Пс. 33: 5); сохранил душе нашей жизнь (см.: Пс. 65: 9); вспомнил нас в унижении нашем и избавил нас от врагов наших (см.: Пс. 135: 23–24); прощает все беззакония [наши], исцеляет все недуги [наши]; избавляет от истления (смерти) жизнь [нашу], венчает [нас] милостью и щедротами (см.: Пс. 102: 3–4); дает пищу всякой плоти (см.: Пс. 135: 25); подает хлеб алчущим (см.: Пс. 145: 7); освобождает узников (см.: Пс. 145: 7); хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову (см.: Пс. 145: 9); отверзает очи слепым, возводит (поднимает) низверженных (см.: Пс. 145: 8).

Святитель Тихон Задонский благодарит в своих молитвах Бога за то, что Он:

«меня создал по образу Своему и по подобию; меня падшаго искупил; обо мне недостойном промышлял; меня согрешившаго на покаяние призвал; согрешающего меня не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои; помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях; при бедственных и смертных случаях меня сохранял, меня предающегося печали, скорбящего утешал; мне недостойному подавал пищу, которою мое немощное тело укреплялось; подавал одежду и кров, в чем я находил упокоение».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский в им составленных молитвах также обращается к Богу с благодарностью:

за дарование бытия, за рождение в христианской вере; за Пречистую Деву Марию, Ходатаицу о спасении рода нашего, за святых Угодников Твоих, молящихся за нас, за Ангела Хранителя; за общественное богослужение, поддерживающее в нас веру и добродетель, за Священное Писание, за Святые Таинства, а в особенности Тело и Кровь Твою; за таинственные благодатные утешения, за надежду получить Царствие Небесное и за все блага, Тобою дарованные; за то, что без числа спасал от лютости страстей.

В акафисте «Слава Богу за всё» благодарность Богу приносится:

за щедрые дары Твоего Промысла, явленные мне с первого дня и доныне (икос 1); за то, что Ты призвал меня к жизни (икос 1); за то, что Ты явил мне красоту вселенной (икос 1); за то, что возлюбил нас любовию глубокою, неизмеримою, Божественною (икос 12); за тайные и явные милости Твои (икос 1); за непрестанные заботы обо мне (икос 5); за промыслительное стечение обстоятельств (икос 10); за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости (икос 1); за то, что посылаешь нам неудачи и скорби, дабы мы были чутки к страданиям других (икос 9); за промыслительные встречи с людьми (икос 5); за любовь родных, за преданность друзей (икос 5); за отдых благодатного сна (икос 4); за земную жизнь, предвестницу небесной (икос 2); за нашу неутолимую жажду Богообщения (икос 6); за всё открытое нам по благости Твоей; за то, что Ты сокрыл по мудрости Твоей (икос 7).

И преподобный Паисий обращается к Богу: «Благодарю Тебя, Боже мой, всем сердцем моим за все Твои дары. Благодарю Тебя за то, что Ты прощаешь многие мои грехи, и всего мира неблагодарность, и собственную мою неблагодарность многую».

Так святые призывают нас «учиться за всё благодарить Господа и не быть черствыми (равнодушными) сердцем».

Там же, «где или не знают благ, или считают себя их достойными, выставляют свои права на них», там сердце человека наполняет неблагодарность. «Неблагодарный Богу способен любить только себя, и вместе с тем он в этом чувстве ограничен и слеп».

Переживая те или иные тяжелые обстоятельства, мы иногда перестаем видеть пути Божии и видим только нестройность нашей жизни, однако люди святые, подвижники и в этих обстоятельствах видят Промысл Божий, а значит, и основание для благодарности.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал одному своему духовному чаду: «Что же ты всё смущаешься неустройством своим? Мне вот кажется, что вся жизнь твоя идет вполне логично и не спеша, одно вытекает из другого, последовательно и промыслительно. Надо благодарить Господа, что [Он] дает время и силы, чтобы всё вокруг (то есть и то, что кажется неустройством), и в тебе, и в близких, созрело. Ведь и плод будет в свое время зрелый».

И в другом письме: «Недуг в тебе действительно есть, и именно он создает такое паническое отношение к жизни. И недуг этот – отсутствие истинной веры в Промысл Божий и соответственно предание себя и всего и всех в руки Божии… И еще всё это (паническое отношение к жизни) за то происходит, что забываешь Божии благодеяния и не благодаришь за всё… Нам всё мало, нам хочется, чтобы никакая пылинка не омрачала око, никакие, не говорю: страдания, а просто невзгоды и мелкие неприятности не раздражали нас».

И к другому человеку он обращается: «Вы не стали хуже, чем были раньше. Просто обстоятельства жизни постепенно открывают нас даже и для самих себя, стирая налет обольщения на свой счет. И слава Богу за это! Увидеть себя таким, какой я есть на самом деле, трудно, но крайне необходимо для спасения души. Рождается из этого видения самоукорение и появляется не смиренничание и смиренноглаголание, но благодатное смирение. Благодарите Господа за дарованную вам школу». «Человек, пока не коснулось его искушение, кажется и кротким, и смиренным, и добрым, и простым, и целомудренным, и верующим; а испытание показывает нередко, что они и злы, и горды, и жестокосерды, и коварны, и сластолюбивы».

Один из святых писал: «И с одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни. Благодарением приносится болящему [и] духовное утешение! Наставленное и услажденное благодарением сердце обновляется силою живой веры… [Потому-то] одр болезни бывает часто местом Богопознания и самопознания… Когда душа вкусит сладость и покой, доставляемые благодарением, – сама спешит в него, как бы в пристанище. Спешит она туда от тяжких волн ропота, малодушия, печали».

Человек, благодарный Богу, благодарен и другим людям – даже за их самое маленькое добро, сделанное ему

Человек, благодарный Богу, является благодарным и по отношению к другим людям, «даже за самое маленькое добро, которое они ему делают».

При этом, «делая какое-то добро, он никогда его не запоминает, но никогда не забывает даже самое малое добро, сделанное ему. Он не может закрыть глаза даже на самое ничтожное благодеяние других по отношению к нему». Как писал старец Паисий, такой человек «может быть, подарил кому-то целый виноградник и забыл об этом. Но одну виноградную гроздь, данную ему из подаренного им же самим виноградника, он не может забыть никогда. Или, может быть, он дал кому-то много резных деревянных икон и этого не помнит. Если, однако, этот “кто-то” подарит ему одну иконочку, запаянную в пластик, то он придет в умиление от этой иконочки, несмотря на ее малую цену, и с благодарностью будет потом думать, как за это отплатить. Он может построить целую церковь, пожертвовать землю под строительство и забыть об этом. То есть правильный духовный путь таков: помнить добро (даже самое малое), сделанное тебе другими».

«Если же кто-то все время забывает добрые дела, сделанные ему другими, и помнит добрые дела, сделанные им самим, то это делание противоположно тому, которого хочет Христос».

Так, «мы должны быть благодарными ближним, а кто к людям благодарен, тот благодарит и Бога. Благодарность – знак духа смиренного и Богу преданного».

Бог любит благодарных, и если человек умеет видеть и ценить милости Божии, то получает их постоянно и неизменно.

Аминь.

 

Иеромонах Иоанн (Лудищев)

Книги Иеромонаха Иоанна (Лудищева) в интернет-магазине «Сретение»